Сборник методических материалов для специалистов в области антинаркотической профилактики и педагогов по работе с обучающимися разных возрастных групп

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Одной из основных задач, стоящих перед органами и учреждениями си-стемы профилактики, является повышение эффективности работы, направлен-ной на недопущение вовлечения подрастающего поколения в незаконный обо-рот наркотиков.
Наркопотребление и связанная с ним наркопреступность продолжают оставаться одними из острейших проблем современности. Анализ складываю-щейся наркоситуации позволяет сегодня говорить о формировании особой, наркогенной субкультуры со своими ценностями, ритуалами, стилем, сленгом. Данная субкультура формирует у населения лояльное отношение к наркотикам и пропагандирует их употребление. В создавшихся условиях необходимо объ-единить усилия педагогов, психологов, родителей (законных представителей) и работников правоохранительных органов. Профилактика в образовательной организации должна быть направлена на пропаганду здорового образа жизни всех участников образовательных отноше-ний, на формирование навыков безопасного поведения, на предупреждение упо-требления наркотических, психоактивных веществ обучающимися. Разнообразие существующих форм и методов организации профилакти-ческой работы позволяет учитывать возрастные особенности обучающихся при организации и проведении профилактических мероприятий. В подростковом возрасте наиболее эффективными являются: акции, тренинги, «круглые столы», индивидуальные и групповые беседы, квесты, просмотр и обсуждение филь-мов, конкурсы, встречи со специалистами (медиками, юристами, психологами). Одним из важных ресурсов профилактической работы может стать волонтёр-ское движение.

 Вместе с тем недостаточные знания специфики подросткового возраста являются одной из причин низкой эффективности профилактических меропри-ятий, проводимых в образовательной организации педагогами и другими спе-циалистами в области антинаркотической профилактики. Подростковый возраст – важный этап развития личности. Существуют раз-личные подходы к периодизации подросткового возраста. Д.Б. Эльконин выделял два периода в эпохе подростничества: младший подростковый возраст (12-14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность) (15-17 лет). Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12 до 17 лет). Согласно терминологии Фонда Организации Объединенных Наций в области народонасе-ления (ЮНФПА), подростки – лица в возрасте 10-19 лет (ранний подростковый возраст – 10-14 лет; поздний подростковый возраст – 15-19 лет)3. Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физио-логической перестройкой организма. Гормональные изменения вызывают рез-кие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, не-управляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность.

В сборнике представлены практические материалы: конспекты мини-лекций, лекций-дискуссий, лекций-бесед, информационные материалы по раз-ным возрастным группам и темам: «Закон и наркотики», «Социальные аспекты профилактики наркомании», упражнения и практические занятия, психологиче-ские тренинги.

Сборник содержит справочные материалы: нормы уголовного и админи-стративного законодательства, регламентирующие ответственность за участиев незаконном обороте наркотиков (Кодекс Российской Федерации об админи-стративных правонарушениях (№ 195-ФЗ от 30.12.2001), Уголовный кодекс Российской Федерации (№ 63-ФЗ от 13.06.1996), Федеральный закон от 29 де-кабря 2010 г. № 436 (ред. от 1 мая 2017 г.) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Извлечение), полезные телефоны и адреса.